LOUIS ROEDERER: ИСТОРИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО ШАМПАНСКОГО ДОМА
Шампанский Дом Louis Roederer родился в Реймсе в 1776 году. Спустя два с половиной столетия Louis Roederer по-прежнему остается независимым семейным Домом. Все последующие поколения смогли не только поддержать традицию Родерера, но и обогатить ее, создать вино, являющееся одним из самых престижных в мире. Волею судьбы его история оказалась тесно переплетенной с историей России. В центре этого хитросплетения сюжетных линий и человеческих судеб – легендарное престиж кюве Cristal.
В 1833 году компанию унаследовал Луи Родерер, примерно тогда же русский рынок стал ключевым для Дома. Корни пристрастия русской знати к шампанскому восходят к тому моменту Наполеоновских войн, когда войска Священного Союза оккупировали Шампань. Русским частям под предводительством князя Сергея Александровича Волконского посчастливилось быть расквартированными в Реймсе: именно тогда самые прозорливые из виноделов увидели в русских офицерах будущих покупателей.
Затем мода на шампанское распространилась среди всех зажиточных слоев российского общества. В 1850 году Луи Родерер продал в России 379 535 бутылок шампанского, 1873 году – 666 386 бутылок, общий же объем производства компании в том же году составил 2,5 миллиона бутылок.
Самым главным достижением Дома в России стал успех при дворе. 7 июня 1867 года в Париже, в «Английском кафе» (сегодня этот ресторан известен как La Tour d’Argent), состоялась «встреча трех императоров», на которой присутствовали Кайзер Вильгельм I Гогенцоллерн, царь Александр II и царевич, ставший потом Александром III. Среди заказанных вин было и шампанское Louis Roederer. Впрочем, это был еще не Cristal, хотя и есть версия, что знаменитая прозрачная бутылка впервые появилась именно тогда, в целях антитеррористической профилактики. История хрустальной бутылки началась с высочайшего недовольства тем фактом, что обернутые согласно правилам сервировки в салфетки бутылки были неопознаваемы. Хрустальная бутылка стала лайфхаком для царя: ее прозрачное горлышко указывало именно на «то самое» кюве.
В 1909 году царь Николай II назначил Louis Roederer официальным поставщиком императорского двора в России. Вплоть до 1917 года шампанское Cristal поставлялось только ко двору, а затем Октябрьская революция положила конец этому полувековому аристократическому соглашению.
Гравюра 1920-го года
Перестав быть частью жизни императорского двора, кюве Cristal стало достоянием мировой культуры и символом изысканных традиций. Уже к 1990-м шампанское Cristal снова стало невероятно престижным и нашло свое место не только на столах сильных мира сего, но и в поп-культуре, в том числе в фильмах Квентина Тарантино. Наконец, с этим кюве случилось лучшее, что только могло произойти - оно вернулось на свою историческую родину, в Россию.
Как архетип винтажного шампанского Cristal также чрезвычайно значим в винодельческом смысле – этот ассамбляж шардоне и пино нуара в соотношении 60/40 в годы лучших урожаев в Шампани играет примерно то же значение, что камертон для симфонического оркестра.
Виноград Шампани обязан своими качествами исключительной утонченности и кислотности целому ряду специфических факторов: особенностям почвы, медленному созреванию, незащищенным склонам и холодному климату северного полушария, для которого характерно малое количество солнечного света зимой, осенью и весной.
Сбор урожая происходит в середине сентября, спустя 100 дней после цветения и 45 дней после начала созревания, когда ягоды меняют свой цвет и становятся сладкими и ароматными.
Чем лучше лоза, тем лучше будет вино, чем тщательней ведется работа на винограднике, тем проще будет работа в погребах, ибо великое вино создает само себя благодаря гармоничному купажу и процессу выдержки. Роскошная простота – это продукт бесконечного ухода за лозой и точно выверенных действий мастера погреба.
Прислушайтесь к нежному шелесту шампанского Louis Roederer, почувствуйте его шелковистость и нежное ласкающее покалывание пузырьков. Дегустация шампанского Louis Roederer пробуждает те же самые эмоции, что и произведение искусства. Чем уже круг участников, тем ярче праздник.